«Суперавто» спасёт умирающий АвтоВАЗ от банкротства — но в Тольятти скорее предпочтут смерть
Российский рынок подержанных авто продемонстрировал падение, чего не наблюдалось аж с начала лета прошлого года. Одна из причин подобного «феномена» банальна — у народа кончились деньги. Более половины «бэушных» авто покупали в кредит, сейчас же взять на это ссуду и дорого, и крайне непросто. Банки в курсе сложной ситуации на российском авторынке в целом и не горят желанием рисковать.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2025 года на вторичном рынке РФ было продано 397,1 тысячи легковых автомобилей с пробегом. По сравнению «праздничным» январём это на 5,5% меньше, с аналогичным месяцем годом ранее — на 0,6%.
«Спрос на кредиты по-прежнему сдерживают высокие ставки по рыночным программам автокредитования. На новые авто в структуре сделок по итогам февраля пришлось 40%. Средний срок кредита составил шесть лет — по сравнению с февралем прошлого года он практически не изменился», — говорят в банке ВТБ.
По их данным автокредитование упало на 50% по сравнению с февралём 2024 года, однако в этой цифре можно усомниться — есть и более жёсткие оценки. Но пусть так. Интересна текущая динамика, в рамках нынешней ставки рефинансирования, которая хоть и очень высокая, но пока неизменная.
А динамика эта крайне любопытная. В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитали, что по сравнению с январём 2025-го, половина которого пришлось на праздники, в феврале сего года автокредитование упало в среднем где-то на 10%. Но многое зависит от конкретного региона.
В богатой Москве — на 10,8%, в благополучном Краснодарском крае — на 14,2%, в соседнем и тоже не депрессивном Ставропольском крае — на 14,5%, в Ростовской области — аж на 17,6%, в Воронежский области — на 8,5%, и т. д. По падению лидируют как раз вполне себе преуспевающие регионы.
При этом в Татарстане всего минус 1%, в Чувашии — минус 2,9%, а в Кемеровской области и вовсе рост на 0,5%. Странно? Да, но только на первый взгляд.
«В 2024 году спрос на автокредиты со стороны граждан находился на высоком уровне. Однако по мере ужесточения денежно-кредитной политики Банком России, банки и иные кредиторы, специализирующиеся на автокредитовании, снижают свой аппетит к риску, ориентируясь на заемщиков с высоким уровнем кредитоспособности», — говорит директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков.
Да, всё верно. Но есть нюансы. В 2024 году одобрялось около 18% автокредитов, из этого числа около 70% людей реально брали ссуды. По разным причинам — кому-то не хватало на желаемое авто, кто-то просто передумал влезать в долги. Средняя сумма выданного автокредита по итогам прошлого года превысила 1,5 млн рублей.
Сейчас банки одобряют менее 10% заявок, а средняя сумма, которую они готовы дать в долг на покупку транспортных средств, упала до 1,2 млн рублей и меньше. Динамика и тут сугубо отрицательная. А ведь можно ещё сравнить январь-2025 с декабрём-2024, там всё совсем весело. Опять благополучные регионы в самом большом минусе!
Создаётся впечатление, что наиболее платёжеспособные регионы РФ кто-то намеренно отрезает от рынка автокредитования. И логика, увы, в этом есть.
В самое ближайшее время банкам светит стать счастливыми владельцами 700−800 тысяч новых автомобилей, которые им придётся изымать у разорившихся автосалонов. Денег у торговцев нет, продажи не идут, перспективы самые мрачные. Кроме товара у них за душой ничего нет, его и придётся забирать в счёт долгов.
А потом реализовывать, причем с большим дисконтом — чтобы побыстрей обратить в деньги. Цены при этом обвалятся, в том числе на вторичном рынке авто, и те легковушки, которые сейчас выступают залогом по ссудам, «превратятся в тыкву». Финансистам такое веселье не нужно, поэтому автокредитование и душат. Всё правильно делают.
Граждане тоже в курсе сложившейся ситуации с колоссальными запасами новых авто, и тоже ждут — падения цен. То есть налицо четыре фактора: дорого, денег нет, в долг не дают, и покупать не время. Собственно, именно поэтому рынок и начал падать.
Тем не менее, машины покупают и продают. Лидер не изменился, это ВАЗ-2107 — за 100−150 тысяч рублей можно приобрести авто в очень приличном состоянии с разумным пробегом. За 200−250 тысяч — вообще «конфетку», с маленьким пробегом, антикором, вибро-шумоизоляцией, приличной музыкой, литыми колёсными дисками и т. д. «Лада седан, баклажан» — как поётся в известной песенке.
Все кузовные детали для «семёрки» производятся и поныне, в том числе в Тольятти. То есть авто не проблема вернуть обратно на конвейер. Двигатель тоже есть, его нынче ставят на «Ниву» и «Шниву», аналогично с КПП и задним мостом. А подвеска и прочее — вообще не вопрос. Есть всё!
«Возвращение „классики“ невозможно, потому что данная компоновка для автомобилей компактного класса устарела. Передний привод более технологичный, безопасный, позволяет более эффективно использовать пространство кузова», — так на «АвтоВАЗе» ответили на запросы покупателей.
В переводе на русский: тут много не наваришь, а иначе мы не умеем.
Если оснастки и нет, то её можно сделать заново, окупится всё быстро. По 200−250 тысяч рублей устаревшие машины будут сметать влёт, на складах ничего не задержится. Да и сам завод наконец-то станет зарабатывать, прекратит сосать несчётные сотни миллиардов рублей из госбюджета.
Однако это получается что-то типа социального автопроекта, а подобное российским чиновникам в принципе чуждо. Но наш народ терпеливый. Ждём-с. Все нынче чего-то ждут. Глядишь, там и «АвтоВАЗ» разорится, а может и ещё что-нибудь позитивное в стране произойдёт.