Страшная авария: продавцы легковушек влетели в копеечку
Автосалоны на гране разорения, торговля новыми легковушками умирает. Не потому, что в стране что-то очень сильно не так — да, увы, не без того — но в данном случае причина совершенно иная. Барыг подвела их жадность, торгаши нахапали сотни тысяч новых машинок, по большей части в долг, а продажи упали почти до нуля. И теперь спекулянты просят денег у государства.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) разослала во все высшие госструктуры слёзные письма с мольбой о помощи. Дескать, всё плохо, машинки не продаются, бизнес в полной заднице, помираем. Дайте денег, да побольше. В долг, но очень дёшево. Цидулки отправились премьер-министру Михаилу Мишустину, руководителю администрации президента Антону Вайно и замглавы Мимпромторга Роману Чекушову. Чтобы уж наверняка.
Ссуды хотят под процент до 10% годовых, то есть в два с лишнем раза ниже текущей ставки рефинансирования. Заводы и фабрики вынуждены брать в банках кредиты под 30−40%, а торгаши-спекулянты с какой-то радости хотят финансирование в разы дешевле. Но это ещё ладно.
Цинизм зашкаливает. С начала 2022 г. цены на новые автомобили в РФ выросли более чем втрое, и до середины осени 2024-го торгаши зарабатывали сверхприбыли. То есть обирали простой народ. Сейчас они хотят, чтобы те же самые налогоплательщики, которых они грабили, оплатили их просчёты.
Жадность всегда приводит к бедности — это народная поговорка в данном случае, как никогда, актуальна. В ожидании резкого роста так называемого утилизационного сбора с 1 октября 2024 г. граждане РФ активно покупали новые автомобили, по большей части в кредит. И торгашам почему-то клюнуло в их головёнки, что это будет продолжаться вечно. Спекулянты нахапали сотни тысяч автомобилей, и после того, как продажи катастрофически упали, начали чесать репы.
Но ничего не надумали. Организовать распродажи, расплатиться по кредитам и начать бизнес с чистого листа — нет, это не про наших барыг. Они типа не виноваты.
«Текущая ситуация на рынке продаж новых автомобилей очень тяжёлая. И есть четкое ощущение, что, если ситуация продолжит оставаться такой, последствия могут быть катастрофическими. В том числе вплоть до существенного разрушения существующих дилерских сетей, которые есть на нашем рынке.
Есть четкое понимание, что эта ситуация является следствием крупных факторов, на которые сами дилеры не могут иметь никакого влияния. Я сейчас говорю про геополитические факторы, про фактор высокой ключевой ставки. Поэтому есть четкое понимание, что для того, чтобы обеспечить даже не рентабельность, даже не прибыльность, а просто выживание авторетейлеров, точно необходима программа поддержки", — вещает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов.
Это очень хорошо, что понимание у него есть по всем пунктам. Только какое-то оно специфическое, однобокое. Кто заставлял торгашей брать в банках кредиты и закупать на них автомобили? Только собственная жадность. Вот пусть и расплачиваются. Долги передадут коллекторам и судебным приставам, те начнут арестовывать счета, искать собственность. Пусть барыги радуются, что нынче не «лихие 90-е», и к ним никто не придёт с утюгом и паяльником…
«Если падение продаж не остановить или хотя бы не замедлить, около трети автодилеров закончат год с убытками. Это приведёт к закрытию автосалонов и потере около 150 тысяч рабочих мест, а также поставит крест на планах по локализации компонентов для российских автомобилей. Сейчас компании работают либо в ноль, либо в минус. Брать кредиты по ставке выше 10% годовых бизнес себе позволить не может», — говорит исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.
Пугают «социалкой». Кстати, социальная составляющая автобизнеса отсутствует как класс. Наоборот, с такими ценами налицо социальный вред. Но это так, детали. В целом же налицо наглое враньё.
Положим, 90% автосалонов разорятся, кто при этом пострадает? В смысле простых людей, а не их владельцев. Квалифицированные автомеханики от дилеров все давно разбежались, на СТО нынче, по большей части, трудится не очень грамотный персонал. Но и они новые места найдут без проблем, так как в автосервисной отрасли просто лютый кадровый голод.
Менеджеры самого среднего звена, которые до сих пор безуспешно пытаются впаривать народу авто по конским ценам с «допами» и всякими «выгодными пакетами услуг», новую работу найдут. Хотя бы теми же курьерами, вместо «понаехавших». Тоже не видно негатива, напротив, здесь позитив. Импортозамещение на рынке труда.
Проект по локализации компонентов известен только один, «Рольф» в начале сего года вроде как собирался приобрести в РФ некий заводик и начать там что-то делать. Однако пока иных новостей нет, а обещать — не значит жениться. Пока что какой-то разумной производственной деятельностью отечественные автоспекулянты ни разу не занимались. Менталитет не тот — кроме как купи-продай они ничего не умеют и не хотят.
По такой логике следующими за помощью придут наркодилеры. Дескать, мы взяли в долг у дона Корлеоне на реализацию много-много «кокса», склады забиты, а продажи не идут. Помогите, уважаемые, дайте бюджетных денег! Много и недорого.
Между прочим, автодилеры и так поголовно закредитованы по самые уши, все их активы — складские запасы автомобилей, здания, оборудование, и т. д. — в залоге у банков. И что станет с казёнными деньгами, понятно даже ёжику. Их тут же выведут из страны, туда же отправятся и владельцы автосалонов. А денег им нужно много, в отрасли образовалась «дыра» в сотни миллиардов рублей.
Будем надеяться, что разум — хотя бы на уровне инстинкта самосохранения — у наших чиновников ещё сохранился. И барыгам не дадут ни копейки. А то ведь люди не поймут, со всеми вытекающими. Народу та же ипотека, значит, под конские проценты, а спекулянтам — ссуда на халяву? Так ведь и «острый рост социальной напряжённости» может случиться.