Смерть «АвтоВАЗа» придет, откуда и ждали — с Корейского полуострова
Для одних — кризис продаж, для других — возможность оные увеличить. Производители автомобилей из Южной Кореи фактически начали возвращаться на российский рынок, хотя официально это пока не декларируется. Тем не менее поставки быстро растут, а сборочное производство в Питере периодически отчитывается об успехах.
Парадоксально, но факт — на падающем рынке импорт авто из Южной Кореи в РФ вырос в марте 2025 года на 60% по сравнению с аналогичным месяцем 2024-го. По сравнению с февралём 2025-го тоже неплохо — плюс 30%. А ведь продажи в целом вроде как стремительно падают… Значит, не у всех.
Означенный рост поставок из Республики Корея является как бы неорганизованным, да и везут вроде по большей части подержанные легковушки. Хотя любой автомобиль, как только он выезжает из ворот салона официального дилера (ОД), тут же становится «бэушным». Разница в пробеге — 50 км или 50 тысяч км. Тащат в основном первые, и в Сеуле закрывают на это глаза.
Но интересно другое. С 1 апреля «Автомобильный завод АГР» — бывший «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — увеличил объёмы сборки, теперь ежедневно делают 240 машин против 200 ранее.
«Несмотря на значительное сокращение российского автомобильного рынка в первом квартале 2025 года результаты продаж автомобилей бренда Solaris выглядят очень достойно. Мы смогли не просто закрепить свои позиции, но реализовать свои обещания о расширении доли рынка, по результатам марта заняв два процента и войдя в топ-10 марок по итогам марта», — говорит гендиректор «Автомобильного завода АГР» Алексей Калицев.
Откуда дровишки? В Питере из пространства-времени материализовываются всё новые и новые машинокомплекты? Или же процесс возвращения всё-таки фактически запущен?
«Корейские компании станут первыми и главными бенефициарами, если произойдут подвижки на переговорах и американцы хотя бы частично ослабят санкции. Все корейские компании, которые производят какое-либо оборудование и экспортируют его на другие рынки, должны иметь на это прямые лицензии от Министерства финансов США.
То есть права на экспорт в другую страну мира для корейских компаний подписываются в Вашингтоне. Соответственно, как только в Вашингтоне произойдет хотя бы небольшое послабление в отношении России, корейцы первыми же понесут туда документы на подпись на право поставлять в Россию оборудование, автомобили, электронику и так далее.
Для Кореи всё-таки российский рынок был очень значим. И Hyundai-Kia в лице своих московских представителей уже с марта находятся на низком старте, у них есть чёткая разнарядка и чёткий план действий.
В течение месяца, как только соответствующие разрешения будут получены, они развернут полноценные продажи в России.
Привезти из Кореи в РФ автомобили можно быстро, тем более все соответствующие документы имеются, да и дилерская сеть сохранилась", — считает автоэксперт Артем Бобцов.
Продажи, действительно, наладить можно довольно оперативно, всё остальное — под вопросом.
«Возвращение автопроизводителя — серьёзный и трудоемкий процесс. Нужно открыть офис, набрать сотрудников, оформить все юридически. Если даже кто-то начнет делать это завтра, открыть представительство удастся где-то через полгода. Hyundai-Kia имеют все шансы вернуться раньше, потому что корейцы ориентируются на США, а не на Европу, с которой у России сейчас наиболее напряженные отношения», — говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Для полноценного функционирования сети ОД необходим центральный склад запчастей, причём не пустой, а ведь таковой нынче отсутствует. Самим автосалонам нужно тоже постараться, а именно набрать квалифицированный персонал на свои СТО.
Требуется решить проблемы с фирменным оборудованием, программным обеспечением, обучением сотрудников, и т. д., и т. п. Всё действительно не так уж и просто. Не говоря уже про логистику, взаимоотношением с таможней и прочими госорганами.
Правда, частично связи остались, да и по этой дороге придётся пройти отнюдь не в первый раз. Корейцы справятся, причём довольно быстро. Главное, чтобы поступила отмашка из Вашингтона.
Кстати, сей факт наглядно свидетельствует о том, насколько Южная Корея является независимым государством. Но это так, детали, простому потребителю совсем неинтересные.
Его интересует другое, а именно возможность купить новый надёжный автомобиль, получить на него действительно фирменную гарантию, официальный сервис и «оригинальные» запчасти.
Частично такая возможность есть уже сейчас, однако гарантийные обязательства по легковушкам Solaris несёт означенный выше «Автомобильный завод АГР». А это многих останавливает, связываться с российской компанией люди не хотят. Не доверяют.
Чтобы это изменить, Hyundai Motor Group должна не только организовать от своего имени поставки авто в РФ, но и выкупить обратно предприятие в Питере. Произвести обратную трансформацию — из «Автомобильный завод АГР» в «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Российские власти тут точно не станут препятствовать, во всяком случае, часть из них. Хотя проблемы точно будут.
Массовое появление в автосалонах столь желанных и любимых автомобилей Kia и Hyundai поставит крест на продажах той же «Весты». И не только её. Как отечественный производитель, завод из Питера получит всякие новые льготы, в том числе по утилизационному сбору.
И тогда псу под хвост пойдёт ещё и «Искра», а за ней, возможно, даже «Гранта». При нынешних ценах машины производства «АвтоВАЗа» совершенно неконкурентоспособны даже по сравнению с китайцами, а уж про корейцев и говорить нечего.
Поэтому противодействие будет, прежде всего, со стороны тех, кто ежегодно осваивает на «АвтоВАЗе» сотни миллиардов рублей так называемой «господдержки».