Красная цена «Гранты» — 200 тысяч, но АвтоВАЗу милее убытки

0 1

Красная цена «Гранты» — 200 тысяч, но АвтоВАЗу милее убытки

Ставить уже некуда — запасы новых легковушек на складах торговых компаний выросли до рекордных значений и продолжают увеличиваться. Любопытней всего тут то, что более половины нераспроданных машин приходится на отечественную продукцию, прежде всего, на изделия «АвтоВАЗа». Такой перекос отнюдь не случаен, ведь ценовая политика руководства завода из Тольятти уже давно зашла за грань абсурда.

Не дождались покупателей около 700 тысяч авто, то есть почти половина от того количества, что было реализовано за весь 2024 год — цифра впечатляющая. Есть оценки и чуть поменьше, но именно что чуть. Как же так, ведь сильное затоваривание случилось ещё в конце прошлого года, почему оно увеличилось в два раза?

Тут всё просто. Срок поставки авто из КНР вместе с таможенным оформлением и всем прочим составляет 3−4 месяца, а то и больше. То есть за декабрь 2024 года и январь 2025-го в РФ приехали машины, заказанные в конце лета — начале осени.

В августе-октябре легковушки сметали как горячие пирожки, все граждане РФ ждали резкого повышения так называемого утилизационного сбора, и спешили успеть.

Автокредиты раздавали направо и налево, Центробанк тогда ещё не успел включить своё сверхрегулирование, и поэтому продажи шли. Жадные и не отличающиеся умом-сообразительностью торговцы почему-то посчитали, что сей ажиотаж будет вечным, и на полученные сверхприбыли (а кто-то на чужие, в кредит) закупили в Поднебесной ещё техники, много. Она приехала, вот только продажи уже свалились до околонулевых отметок.

Однако импорт — всего 48% складских запасов, остальные авто имеют отечественное происхождение. «Отвёрточная сборка» в РФ практически умерла, хотя несколько тысяч машин вроде как скрутили. Запишем их в те самые 2%. Но тогда получится, что ровно половина — чисто российские машины, коих скопилось около 350 тысяч.

По понятным причинам произвести тут разбиение по маркам-моделям возможности нет, но кое-какие прикидки сделать можно. Объём производства «АвтоВАЗа» в десять раз больше, чем у УАЗа, посему будем считать, что на отстойниках скопилось 300−320 тысяч «жигулей» и около 30−50 тысяч ульяновских внедорожников.

Импорт, понятное дело, дорог — в среднем автомобиль из КНР стоит около 3,3−3,5 млн рублей. Вроде есть смысл покупать отечественное. Так ведь почему-то всё равно не покупают. Попытаемся разобраться.

Около 5−7 чистых (после уплаты налогов) средних зарплат — такова «норма» стоимости бюджетного авто в цивилизованных странах. Например. В Германии — 2700 евро «нетто» в месяц — Dacia Sandero стоит от 12 200 евро. 4,6 зарплаты — даже лучше среднего показателя. Но в Японии ещё лучше, а в США и подавно — с запасом хватит и трёх среднестатистических получек. Где-то машины, наоборот, дороже, но 5−7 зарплат — практически классика жанра.

«Гранта» — самая дешёвая легковушка на российском рынке, она стоит вроде как от 750 тысяч рублей. Делим на семь — берём максимальный коэффициент. Итак, исходя из этого средняя зарплата, рассчитанная по самой дешёвой легковушке — более 100 тысяч рублей. Даже Росстат такие цифры не рисует.

Но всё ещё сложней. Небогатый немецкий бюргер приходит в автосалон и там ему продают эту самую Dacia Sandero за означенные в рекламе 12 200 евро. А РФ подобные шуточки не пройдут!

«Автомобилей „Гранта“ в базовой комплектации у нас практически не бывает, так, один в три-четыре месяца, иногда. Заказать, да, можно, с предоплатой, но цена не фиксирована, доставка — около 6 месяцев. Самое дешёвое из того, что реально можно купить — комплектация за 1,09 млн рублей», — рассказали корреспонденту СП в «Мейджор-Лада» на Новорижском шоссе, куда он позвонил под видом клиента.

В других автосалонах аналогичная картина, без миллиона с лишним даже соваться не стоит. «Гранта» — как раз самая дешёвая на российском рынке машина, по которой будем считать тот самый «месячный индекс». Или среднюю зарплату, которая получается аж 156 тысяч рублей. Многовато, никому не кажется?

25−30 тысяч рублей — в большей части регионов РФ таким окладам все рады, большее найти практически невозможно.

То есть на «Гранту» нужно работать около 40 месяцев — три с лишним года. А фельдшеру из глубинки, который получает 15 тысяч рублей — обычную зарплату среднего медперсонала — вообще вечно.

А теперь произведём обратные расчёты — и у нас получится, что означенный автомобиль должен стоит около 200 тысяч рублей. Фантастика? Да как сказать… В 2005 году ВАЗ-2115 стоил 209 тысяч рублей, ВАЗ-2110 — 233 тысячи рублей, «Нива» — 203 тысячи рублей, а ВАЗ-2107 — вообще всего 137 тысяч рублей.

Что за эти годы изменилось с точки зрения доходов населения? Всё только ухудшилось. Причём тогда, в 2005-м, завод при таких ценах почему-то ещё и прибыль получал. В отличие от нынешних убытков. А народ, действительно, за полугодовую зарплату мог приобрести новые «жигули», во всяком случае «классику» точно. Формула 5−7 зарплат работала и в РФ!

В настоящий момент никакого ажиотажа на российском автомобильном рынке нет, напротив, продажи практически отсутствуют. Автокредитование на нуле, доходы населения продолжают падать, всё печально.

«Дилеры начинают выть, потому, что, хотя все работают немножко по разным схемам, но за автомобили, которые не реализованы, так или иначе приходится платить. В лучшем случае это „замороженные“ собственные деньги, а не кредитные средства, за которые нужно отдавать проценты», — говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Автоэксперты недавно посчитали, что 4,1 тысяча автосалонов по продаже новых авто, действующие нынче в РФ, это в два-три раза больше, чем необходимо при текущем объёме продаж. В смысле объёма 2024 года, с его ажиотажем. В 2025-м торговля просядет где-то минимум на 60%, то есть лишними станут около 70−80% участников рынка, а то и все 90%.

А иных доходов-то у них и нет. К так называемым официальным дилерам, которые, как оказалось, по большей части совсем не официальные, народ на ТО не ездит, запчасти втридорога у них тоже никто не покупает. Трагедия.

Но тут всё по Дарвину, выживают самые сильные и самые умные.

Интересно другое, а именно судьба самих автомобилей — всех 700 тысяч. В них «заморожены» огромные деньги, в совокупности несколько триллионов рублей. Деньги как владельцев автосалонов, так и банков, по которым тикают проценты. Ставки нынче высокие, долго бизнес точно не продержится.

Да и с собственными деньгами для торговцев, привыкших вести «бизнес по-русски» — покупать за 100, продавать за 200, и на эти 2% жить — трагизма ещё больше. В 2024 году это удавалось, «капуста рубилась» и счастье было. А теперь «нажитое непосильным трудом» превратилось в металл. Который стоит и ржавеет.

Дальнейшее развитие ситуации точно прогнозировать сложно, но бизнес по торговле новыми автомобилями в РФ точно будет адски лихорадить.

Пойдут разорения автосалонов, продажи партий автомобилей «с молотка» за долги, судебные иски, «корпоративные войны» и прочие веселые делишки. Слишком большие деньги на кону.

Всё очень интересно, непредсказуемо и загадочно. Как в авантюрном кино. Поэтому возьмём в руки условный пакетик попкорна, сядем в уютное кресло и станем наблюдать. Со стороны. Скучно точно не будет! То, что сейчас не стоит покупать автомобиль — как новый, так и подержанный — наверное, и так очевидно. Всё только начинается!

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.